Правильная затяжка колесных болтов — ключевой аспект безопасности автомобиля. Неправильный момент затяжки может привести к серьезным последствиям, включая потерю колеса или повреждение подвески. В статье представим таблицу моментов затяжки колесных болтов для динамометрических и обычных ключей, а также обсудим важность соблюдения этих норм. Знание правильных значений затяжки поможет избежать халатности и обеспечит надежную фиксацию колес, что повысит безопасность на дороге.
Таблицы моментов затяжки болтов динамометрическим ключом.
Когда вы решаете использовать секретки для колес, помните, что их затягивание требует меньших усилий.
Предел текучести — это максимальная нагрузка, которую выдерживает болт. Для нержавеющей стали применяются маркировки А2 или А4 с указанием предела прочности. Например, А4—40 означает, что цифра соответствует 1/10 предела прочности углеродной стали.
Французская затяжка — это больше трюк, чем обычный метод. Вы вдыхаете пар через рот и медленно выдыхаете его через нос.
- Если в головке блока цилиндров используются болты типа TTY, их повторная затяжка запрещена. При максимальном усилии они могут сломаться, что повредит прокладку.
- При установке новой прокладки уточните величину усилия и момент затяжки для болтов.
- Для болтов типа TTY необходимо точно выставить и затянуть их под определенным углом, используя специальный инструмент с индикатором угла.
Эксперты в области автомобильной техники подчеркивают важность соблюдения правильного момента затяжки колесных болтов для обеспечения безопасности и долговечности автомобиля. Использование динамометрического ключа позволяет точно контролировать затяжку, что особенно критично для современных автомобилей с алюминиевыми дисками и высокими требованиями к крепежу. Обычные ключи, хотя и широко распространены, не обеспечивают необходимой точности, что может привести к недотяжке или перетяжке болтов. Это, в свою очередь, может вызвать деформацию дисков, повреждение резьбы или даже аварийные ситуации на дороге. Поэтому специалисты рекомендуют всегда обращаться к таблицам момента затяжки, предоставляемым производителями, и использовать динамометрические ключи для достижения оптимальных результатов.
Что такое момент затяжки колес, замер на «Гранте»
Этому правилу требуется неуклонно придерживаться во избежание перекоса или растрескивания алюминиевой головы мотора.
Автомобиль | Момент затяжки (Нм) | Диаметр резьбы болта (мм) |
---|---|---|
ВАЗ-2107 | 80-90 | 12 |
Lada Granta | 100-110 | 14 |
Toyota Camry | 135-145 | 14 |
Hyundai Solaris | 100-110 | 14 |
Volkswagen Passat | 120-130 | 14 |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о моменте затяжки колесных болтов и использовании динамометрических ключей:
-
Оптимальный момент затяжки: Каждый автомобиль имеет свой оптимальный момент затяжки колесных болтов, который указан в руководстве пользователя. Неправильный момент затяжки может привести к повреждению резьбы, ослаблению крепления или даже к аварии, если колесо оторвется во время движения.
-
Динамометрические ключи: Эти инструменты позволяют точно контролировать силу затяжки, что особенно важно для обеспечения безопасности. Динамометрические ключи могут быть механическими или электронными, и многие современные модели имеют функции, которые сигнализируют пользователю о достижении заданного момента затяжки.
-
Проблемы с обычными ключами: Использование обычных ключей для затяжки колесных болтов может привести к недостаточной или чрезмерной затяжке. Это может вызвать проблемы, такие как деформация дисков, повреждение резьбы или даже ослабление крепления во время движения. Поэтому рекомендуется использовать динамометрические ключи для достижения необходимой точности.
Момент затяжки колесных болтов
Для установки колес автомобиля сначала равномерно ослабьте болты и гайки динамометрическим ключом до рекомендованного момента затяжки.
Найдите оригинальное руководство по эксплуатации вашего автомобиля. Даже если вы купили машину с рук, в интернете легко доступны нужные инструкции. Ознакомьтесь с информацией для перетяжки головки блока цилиндров, а именно:
Таблица усилий затяжки при монтаже метрического крепежа
Например Если мы возьмем ту же модель Лада Приора , то значение момента затяжки вкладышей шатунов в данном случае будет начинаться с 43 до 53 Н м.
Маркировка и класс прочности деталей
Цифровое значение прочности метрического болта указано на головке в виде двух цифр, разделенных точкой, например: 4.6, 5.8 и т.д.
Предельная текучесть — это максимальная нагрузка, которую может выдержать болт. Для нержавеющей стали маркировка включает тип стали (А2, А4) и предельную прочность.
Например, в маркировке А2-50 значение соответствует 1/10 прочностного предела углеродистой стали. Изделия из углеродистой стали имеют класс прочности 2.
- Подготовленное колесо устанавливается на выступы центральной части ступицы, помещаясь на посадочное место. Напротив соответствующих отверстий устанавливаются направляющие шпильки, если они предусмотрены.
- Каждое колесо прикручивается вручную с помощью болтов. Затягивайте крепко, но не переусердствуйте, чтобы покрышка не соскользнула.
- После того как болты надеты и немного затянуты, используйте динамометрический ключ. Установите нужный момент и затяните крепление до щелчка или сигнала, в зависимости от типа ключа.
Как откручивать и закручивать болты на колесах
Принципиально, это ничего не меняет просто после характерного звука следует прекратить затяжку.
Порядок и момент затяжки
Существует принцип, который нужно учитывать при затягивании крепежей для равномерного распределения усилия на болтах колёс легковых автомобилей.
Ориентируйтесь на количество гаек, то есть креплений колеса и ступицы. Обычно их 4, 5 или 6, и для каждой ситуации есть своя последовательность:
Избегайте затяжки по часовой стрелке. Выберите любой болт в качестве отправной точки и считайте остальные от него. Для удобства можно сделать метки, чтобы не запутаться в порядке затяжки.
В руководстве производителя автомобиля указаны точные рекомендации по моменту затяжки для колёсных гаек или болтов, соответствующих конкретной модели. Иногда можно найти таблицы для различных моделей автомобилей.
Алюминиевые гайки, которые всё чаще устанавливаются на колёса, выглядят привлекательно и не подвержены коррозии, но требуют более внимательного подхода к затяжке, так как их резьба менее прочная и может быть повреждена.
Перед началом работы сопоставьте требования по моменту затяжки для вашего автомобиля и уточните, на какой момент рассчитаны используемые гайки.
В этом поможет специальная таблица для затяжки колёсных болтов с использованием соответствующего инструмента, например, динамометрического ключа.
Момент затяжки колесных болтов на колесах легковых автомобилей, как определить
Большое количество автомобилистов подгоняет разболтовку под новые диски, диаметр которых немного больше исходного варианта.
Моменты затяжки резьбовых соединений
Прочность болта, Нм | |||
Размер резьбы | 8.8 | 10.9 | 12.9 |
М6 | 10 | 13 | 16 |
М8 | 25 | 33 | 40 |
М10 | 50 | 66 | 80 |
М12 | 85 | 110 | 140 |
М14 | 130 | 180 | 210 |
М16 | 200 | 280 | 330 |
М18 | 280 | 380 | 460 |
М20 | 400 | 540 | 650 |
Следующая таблица содержит значения для начальной установки нового шланга и повторной затяжки установленного шланга.
Размер хомута | Нм | фунт / дюйм |
16мм — 0,625 дюйма | 7,5±0,5 | 65±5 |
13,5мм — 0,531 дюйма | 4,5±0,5 | 40±5 |
8мм — 0,312 дюйма | 0,9±0,2 | 8±2 |
Момент затяжки для повторной стяжки | ||
16мм | 4,5±0,5 | 40±5 |
13,5мм | 3,0±0,5 | 25±5 |
8мм | 0,7±0,2 | 6±2 |
Купить или сделать?
Самодельный почти динамометрический ключ, в зависимости от конструктивного исполнения, может работать по примеру первого и второго варианта, описанных выше.
Основные резьбовые соединения в двигателе
Практически каждый водитель периодически подтягивает колесные болты. На первый взгляд, это может показаться простым, но на самом деле требует определенных навыков и знаний.
Недостаточно затянутые болты могут ослабнуть, что приведет к опасным ситуациям на дороге. Чрезмерное усилие при затягивании также может вызвать негативные последствия.
Чтобы избежать проблем, важно знать, как правильно выполнять эту процедуру и на что обращать внимание. В этом материале рассмотрим нюансы затягивания колесных болтов и дадим рекомендации по их правильному выполнению.
Правильное затягивание болтов: что для этого нужно?
Ну а уже выставив на нем необходимое усилие, можно не беспокоиться в дальнейшем о том, что колесо будет затянуто ненадлежащим образом. При достижении нужного момента затягивания, в основном ключ начинает проворачиваться.
Использовать для затяжки болтов колеса также можно и пневмогайковерт. В нем также предполагается функция регулировки момента затяжки. Самое главное в этом вопросе, четко понимать, что затягивать болты на свое усмотрение нежелательно и очень опасно.
При недостаточном закручивании крепежного элемента в процессе передвижения будет ощущаться серьезная вибрация в рулевом колесе, а иногда и его биение.
Ну а если слабо затянуть колеса на задней оси автомобиля, то это вообще может спровоцировать биения, повышенному износу шин и рулевых тяг, а также быстрому разрушению подшипников и деформациям дисков.
Порядок затягивания болтов: основные рекомендации
Количество болтов для разных марок автомобилей варьируется, что может немного изменить процесс. Однако для надежной фиксации колес с нужным моментом следует соблюдать следующие рекомендации:
Порядок затяжки
Для обеспечения достаточного уровня фиксации и надежности колеса при эксплуатации рекомендуется следовать точному порядку затяжки.
Прочность болта
В полевых условиях установка дисков затруднена. У водителя обычно только один баллонный ключ, в то время как шиномонтажники используют пневмогайковерт с насадкой.
Для правильного обжатия штампованного диска важно соблюдать последовательность при установке и закручивании болтов. Это обеспечит фиксацию ступицы, как на заводе.
На всех этапах болты закручиваются без усилий и не затягиваются до конца. Полная затяжка производится только после закручивания всех болтов до упора.
Игнорирование этой схемы может привести к перекосу диска. Под нагрузкой во время движения это вызовет люфт, биение колеса и деформацию металла.
Ошибки при затяжке болтов и их последствия
Ошибки при затяжке колесных болтов могут привести к серьезным последствиям, как для автомобиля, так и для безопасности водителя и пассажиров. Одной из наиболее распространенных ошибок является недостаточная затяжка болтов. Это может привести к ослаблению крепления колеса, что в свою очередь может вызвать его отрыв во время движения. Особенно опасно это на высоких скоростях, когда потеря колеса может привести к аварии.
С другой стороны, чрезмерная затяжка болтов также представляет собой серьезную проблему. При использовании динамометрического ключа важно соблюдать рекомендуемые значения момента затяжки, указанные производителем автомобиля. Превышение этих значений может привести к повреждению резьбы на болтах или в отверстиях ступицы колеса, что в дальнейшем потребует замены деталей и может вызвать дополнительные расходы.
Кроме того, неправильная последовательность затяжки болтов может привести к неравномерному распределению нагрузки на колесо. Это может вызвать деформацию диска или даже трещины, что также негативно скажется на безопасности. Рекомендуется затягивать болты по диагонали, чтобы обеспечить равномерное прилегание колеса к ступице.
Не менее важным аспектом является использование правильного инструмента. Обычные ключи могут не обеспечить необходимую точность затяжки, что увеличивает риск ошибок. Динамометрические ключи, в свою очередь, позволяют точно контролировать момент затяжки, что значительно снижает вероятность ошибок. Однако даже при использовании динамометрического ключа необходимо следить за его калибровкой и состоянием, так как износ инструмента может привести к неправильным показаниям.
Также стоит отметить, что условия эксплуатации автомобиля могут влиять на состояние болтов. Например, воздействие влаги, грязи и коррозии может ослабить крепление. Поэтому рекомендуется периодически проверять затяжку колесных болтов, особенно после длительных поездок или при смене сезонов.
В заключение, ошибки при затяжке колесных болтов могут иметь серьезные последствия, включая аварии и повреждения автомобиля. Поэтому важно следовать рекомендациям производителя, использовать качественные инструменты и регулярно проверять состояние креплений.
Вопрос-ответ
Сколько затягивать колеса динамометрическим ключом?
Чтобы затянуть колесо, рекомендуется пользоваться специальной схемой затяжки для динамометрического ключа. Например, для четырех болтов последовательность следующая: 1-3-4-2, для шести — 1-4-5-2-3-6, для пяти — 1-4-2-5-3.
Сколько нм затягивать колесные болты?
Как правильно затянуть колесные болты и гайки? Параметр варьируется в диапазоне 80-140 Нм, так что учитывать заводские рекомендации нужно обязательно. Использование обычного баллонного ключа нежелательно, поскольку в большинстве случаев момент затяжки в этом случае превышается.
Сколько нужно Ньютон метров, чтобы открутить колесо?
Для того чтобы закрутить колесную гайку, нужен крутящий момент в районе сотни Ньютон-метров. Показатель отличается для каждого автомобиля и обязательно будет указан в его руководстве по эксплуатации. К примеру, в комплектном руководстве для Chery Tiggo указан момент затяжки колесных гаек около 110 НМ.
Советы
СОВЕТ №1
Перед началом работы с динамометрическим ключом обязательно ознакомьтесь с инструкцией производителя. Это поможет вам правильно установить момент затяжки и избежать повреждений как колесных болтов, так и самого ключа.
СОВЕТ №2
При использовании обычных ключей старайтесь применять удлинители для увеличения рычага. Это позволит вам легче затянуть болты, но будьте осторожны, чтобы не превысить рекомендуемый момент затяжки.
СОВЕТ №3
Регулярно проверяйте калибровку вашего динамометрического ключа. Неправильная калибровка может привести к недостаточной или чрезмерной затяжке болтов, что может стать причиной аварийной ситуации на дороге.
СОВЕТ №4
При затяжке колесных болтов всегда следуйте схеме “звезды”. Это обеспечит равномерное распределение нагрузки и предотвратит деформацию диска колеса.