В статье рассмотрим изменение плотности дизельного топлива в зависимости от температуры. Это важно для специалистов в энергетике и транспорте, так как понимание этих изменений позволяет точнее рассчитывать расход топлива и оптимизировать его хранение и транспортировку. Мы предоставим таблицу с данными о плотности дизельного топлива при различных температурах, что поможет пользователям быстро ориентироваться в необходимых поправках и эффективно использовать нефтепродукты зимой.
Плотность дизельного топлива в зависимости от температуры
Согласно представленным данным, плотность зимнего дизельного топлива ниже, чем у летнего.
Термин «солярка» происходит от немецкого Solaröl, что означает «солнечное масло». В XIX веке так называли более тяжелую фракцию, получаемую при переработке нефти, из-за её желтого оттенка.
Плотность — это масса в граммах или килограммах на кубический сантиметр или кубический метр (грамм/см³ или кг/м³).
Когда происходит изменение плотности? При нагревании солярки её плотность уменьшается, а при понижении температуры — увеличивается.
Эксперты в области топливной технологии отмечают, что плотность дизельного топлива значительно изменяется в зависимости от температуры. Это явление связано с физическими свойствами углеводородов, из которых состоит топливо. При повышении температуры молекулы топлива начинают двигаться более активно, что приводит к уменьшению плотности. В результате, при температуре около 15°C плотность дизельного топлива может составлять примерно 850 кг/м³, тогда как при более низких температурах она может достигать 860 кг/м³ и выше.
Специалисты подчеркивают важность учета этих изменений при проектировании систем хранения и транспортировки топлива, а также при его использовании в двигателях. Неправильная оценка плотности может привести к ошибкам в расчетах расхода топлива и, как следствие, к экономическим потерям. Поэтому создание таблиц, отражающих зависимость плотности от температуры, является важным шагом для повышения эффективности работы с дизельным топливом.
Что говорит плотность о качестве солярки?
Температура (°C) | Плотность (кг/м³) | Изменение плотности (кг/м³ относительно 15°C) |
---|---|---|
15 | 840 | 0 |
20 | 837 | -3 |
25 | 834 | -6 |
30 | 831 | -9 |
35 | 828 | -12 |
40 | 825 | -15 |
0 | 846 | +6 |
-5 | 849 | +9 |
-10 | 852 | +12 |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о изменении плотности дизельного топлива в зависимости от температуры:
-
Температурный коэффициент плотности: Плотность дизельного топлива уменьшается с повышением температуры. Например, при увеличении температуры на 10°C плотность может снизиться примерно на 0,3-0,5% в зависимости от конкретного сорта топлива. Это важно учитывать при расчетах объема топлива, особенно в холодное время года.
-
Влияние на эффективность сгорания: Изменение плотности дизельного топлива влияет на его сгорание в двигателе. Более низкая плотность при высоких температурах может привести к изменению характеристик распыления и смешивания топлива с воздухом, что, в свою очередь, может повлиять на эффективность работы двигателя и уровень выбросов.
-
Таблицы плотности: Для точных расчетов и контроля качества дизельного топлива используются специальные таблицы, которые показывают изменение плотности в зависимости от температуры. Эти таблицы помогают операторам на АЗС и в транспортных компаниях корректировать объемы топлива при его наливе и учете, что особенно важно для соблюдения стандартов и норм.
Эти факты подчеркивают важность учета температуры при работе с дизельным топливом и его характеристиками.
Удельный вес дизельного топлива. расчет удельного веса дизтоплива.
При погружении устройства в жидкость измеряется плотность топлива, которая равна отношению массы прибора к объему, который он занимает в жидкости.
Расчет плотности нефтепродуктов
«д» произведение вычесть из значения плотности при +20 °С, если средняя температура нефтепродукта в цистерне выше +20 °С, или прибавить это произведение, если температура продукта ниже +20 °С. Плотность нефтепродукта при +20 °С, по данным паспорта 0,8240.
Поднятие столбика термометра стимулирует уменьшение плотности, а обратный процесс повышает удельный вес дизельного топлива. Для получения конкретного значения используется измерительный аппарат – ареометр.
В процессе измерения агрегат нужно опустить в емкость с соляркой. Чтобы проводить замеры в разных жидкостях применяют различные типы ареометров.
Измерения в нефтепродуктах осуществляются моделями АН, АНТ-1 или АНТ-2. Ареометр изготовлен в виде стеклянной трубочки, внутри которой имеется градуированная вертикальная шкала.
- По таблицам находится значение плотности (рекомендуется использовать единицу измерения г/см³), соответствующее исследуемому нефтепродукту при температуре 20°С.
- При помощи ртутного или электронного градусника определяется степень нагрева горючего, залитого в емкость для хранения или перевозки.
- Путем арифметических действий определить разницу температур, например, если емкость прогрета до 30°С, то дельта составит 30-20=10°С.
- Определить отклонение плотности с учетом коэффициента 0,0007, в нашем случае 0,0007*10 = 0,007 г/см³.
- Рассчитать значение плотности с учетом корректировки. Если горючее нагрето выше 20°С, то из паспортного значения вычитается число 0,007 г/см³. Если топливо охлаждено, то к паспортному значению удельной плотности добавляется поправочный коэффициент.
Плотность дизельного топлива
Наименование марки | Плотность, кг/м³ | Температура измерения, °C |
Летнее дизельное топливо | 860 | +20 |
Зимнее дизельное топливо | 840 | +20 |
Арктическое дизельное топливо | 830 | +20 |
Ареометр — это стеклянная трубка с градуированной шкалой внутри.
Связь плотности горючего и экономичности дизеля
Этот физический показатель оказывает заметное, хотя и неоднозначное влияние на парафинизацию и степень пригодности солярки определённой марки, устанавливая одновременно границы её использования при пониженных температурах.
- Целью расчета является определение удельной массы при эталонном значении температуры 20°С. На первичном этапе необходимо провести замер плотности ареометром и температуры жидкости градусником в емкости, в которой хранится горючее.
- Определить разницу температур между измеренным параметром и 20°С.
- Рассчитать корректировку веса с учетом дельты и поправочного коэффициента.
- Прибавить или отнять (зависит от отклонения от 20°С) корректировочное значение от параметра, считанного с ареометра. Полученный вес позволяет грубо определить тип топлива (зимнее, летнее или арктическое). От типа горючего зависит способность солярки применяться в различных температурных зонах без риска чрезмерного повышения вязкости или кристаллизации в топливных трубках.
- Абрютин А. А. и др. Тепловой расчет котлов. Нормативный метод.
- ГОСТ 147-2013 Топливо твердое минеральное. Определение высшей теплоты сгорания и расчет низшей теплоты сгорания.
- ГОСТ 21261-91 Нефтепродукты. Метод определения высшей теплоты сгорания и вычисление низшей теплоты сгорания.
- ГОСТ 22667-82 Газы горючие природные. Расчетный метод определения теплоты сгорания, относительной плотности и числа Воббе.
- ГОСТ 31369-2008 Газ природный. Вычисление теплоты сгорания, плотности, относительной плотности и числа Воббе на основе компонентного состава.
- Земский Г. Т. Огнеопасные свойства неорганических и органических материалов: справочник М.: ВНИИПО, 2024 — 970 с.
Как меняется плотность дизельного топлива от температуры таблица |
Особенности хранения дизельного топлива |
Разнообразие, качество и состав дизельных топлив |
Нормы, предъявляемые к дизельному топливу |
Свойства зимних дизельных топлив с депрессорными добавками |
Способы очистки дизельного топлива |
Согласно стандартам, летняя марка дизельного топлива при обычных условиях должна иметь удельный вес 8440 Н м³.
Как проверить плотность дизтоплива самостоятельно?
Если горючее не застывает и хорошо стекает, качество высокое. Наличие небольших помутнений и повышение вязкости говорят о плохом качестве. Хорошее топливо на зиму замерзает при t˚ от -45 ˚С.
Взять заправочный пистолет и проанализировать капли топлива, находящиеся на конце. Если они застывают, качество горючего оставляет желать лучшего.
Можно осуществить дополнительную проверку и заправить этим топливом автомобиль, смешав свежее горючее с тем, что находится в баке.
Плотность нефтепродуктов в зависимости от температуры — познавайте с нами
Плотность при 20 °C | Коррекция температуры на 1 °C | Плотность при 20 °C | Коррекция температуры на 1 °C |
---|---|---|---|
0,650-0,659 | 0,000962 | 0,8300-0,8399 | 0,000725 |
0,660-0,669 | 0,000949 | 0,8400-0,8499 | 0,000712 |
0,670-0,679 | 0,000936 | 0,8500-0,8599 | 0,000699 |
0,680-0,689 | 0,000925 | 0,8600-0,8699 | 0,000686 |
0,6900-0,6999 | 0,00091 | 0,8700-0,8799 | 0,000673 |
0,7000-0,7099 | 0,000897 | 0,8800-0,8899 | 0,00066 |
0,7100-0,7199 | 0,000884 | 0,8900-0,8999 | 0,000647 |
0,7200-0,7299 | 0,00087 | 0,9000-0,9099 | 0,000633 |
0,7300-0,7399 | 0,000857 | 0,9100-0,9199 | 0,00062 |
0,7400-0,7499 | 0,000844 | 0,9200-0,9299 | 0,000607 |
0,7500-0,7599 | 0,000831 | 0,9300-0,9399 | 0,000594 |
0,7600-0,7699 | 0,000818 | 0,9400-0,9499 | 0,000581 |
0,7700-0,7799 | 0,000805 | 0,9500-0,9599 | 0,000567 |
0,7800-0,7899 | 0,000792 | 0,9600-0,9699 | 0,000554 |
0,7900-0,7999 | 0,000778 | 0,9700-0,9799 | 0,000541 |
0,8000-0,8099 | 0,000765 | 0,9800-0,9899 | 0,000528 |
0,8100-0,8199 | 0,000752 | 0,9900-1,000 | 0,000515 |
0,8200-0,8299 | 0,000738 |
Для определения отклонения плотности с учетом коэффициента 0,0007, умножаем 0,0007 на 10, получаем 0,007 г/см³.
Таблица плотности бензина и нефтепродуктов
Таблица средних температурных поправок плотности
Плотность при 20 °C | Температурная поправка на 1 °C | Плотность при 20 °C | Температурная поправка на 1 °C |
---|---|---|---|
0,650-0,659 | 0,000962 | 0,8300-0,8399 | 0,000725 |
0,660-0,669 | 0,000949 | 0,8400-0,8499 | 0,000712 |
0,670-0,679 | 0,000936 | 0,8500-0,8599 | 0,000699 |
0,680-0,689 | 0,000925 | 0,8600-0,8699 | 0,000686 |
0,6900-0,6999 | 0,00091 | 0,8700-0,8799 | 0,000673 |
0,7000-0,7099 | 0,000897 | 0,8800-0,8899 | 0,00066 |
0,7100-0,7199 | 0,000884 | 0,8900-0,8999 | 0,000647 |
0,7200-0,7299 | 0,00087 | 0,9000-0,9099 | 0,000633 |
0,7300-0,7399 | 0,000857 | 0,9100-0,9199 | 0,00062 |
0,7400-0,7499 | 0,000844 | 0,9200-0,9299 | 0,000607 |
0,7500-0,7599 | 0,000831 | 0,9300-0,9399 | 0,000594 |
0,7600-0,7699 | 0,000818 | 0,9400-0,9499 | 0,000581 |
0,7700-0,7799 | 0,000805 | 0,9500-0,9599 | 0,000567 |
0,7800-0,7899 | 0,000792 | 0,9600-0,9699 | 0,000554 |
0,7900-0,7999 | 0,000778 | 0,9700-0,9799 | 0,000541 |
0,8000-0,8099 | 0,000765 | 0,9800-0,9899 | 0,000528 |
0,8100-0,8199 | 0,000752 | 0,9900-1,000 | 0,000515 |
0,8200-0,8299 | 0,000738 |
Полученное значение из пункта «д» вычитается из плотности при +20 °C, если температура нефтепродукта в резервуаре выше +20 °C, или добавляется, если ниже.
Примеры: Плотность нефтепродукта при +20 °C составляет 0,8240. Температура в резервуаре +23 °C. Определим плотность при этой температуре.
Искомая плотность при +23 °C (поправку вычитаем) равна 0,8240 – 0,0022 = 0,8218, округленно 0,8220.
Плотность бензина при +20 °C составляет 0,7520. Температура груза в резервуаре -12 °C. Определим плотность при этой температуре.
Искомая плотность при -12 °C (поправку добавляем) равна 0,7520 + 0,0266 = 0,7786, округленно 0,7785.
- Находим значение плотности (рекомендуется в г/см³) для нефтепродукта при 20 °C.
- Измеряем температуру горючего в емкости с помощью термометра.
- Определяем разницу температур. Например, если емкость нагрета до 30 °C, разница составит 30 – 20 = 10 °C.
- Определяем отклонение плотности с учетом коэффициента 0,0007: 0,0007 * 10 = 0,007 г/см³.
- Рассчитываем плотность с учетом корректировки. Если горючее нагрето выше 20 °C, вычитаем 0,007 г/см³. Если охлаждено, добавляем поправочный коэффициент.
Почему зимой расход дизтоплива больше
Именно от этих характеристик зависит эффективность работы двигателя и то, когда и какое топливо использовать.
Читаем паспорт Арктического топлива, на что обратить внимание
Фракционный состав дизельного топлива
Кинематическая вязкость
Смазывающая способность
Показатель износа трущихся деталей в двигателе. Определяется лабораторно в шариковых машинах трения как диаметр пятен износа в мкм. Нормальный показатель это менее 460 мкм.
Чем меньше тем Смазывающая способность лучше. Смазывающая способность влияет на работу ТНВД, на образование нагара, на выхлоп а также на срок работы двигателя.
Окислительная стабильность
Окислительная стабильность — это способность дизельного топлива противостоять окислению и образованию смолистых отложений. Этот показатель определяется в лаборатории с помощью специализированного оборудования.
Коррозия медной пластинки
Общее загрязнение и массовая доля воды
Общее загрязнение дизельного топлива включает пыль, грязь и воду. Это влияет на срок службы фильтра, стабильность работы топливного насоса высокого давления (ТНВД) и функционирование двигателя.
Зольность
Коксуемость
Температура вспышки в закрытом тигле
Массовая доля серы
Теперь рассмотрим паспорт. Уровень серы в дизельном топливе «арктика» составляет менее 3 мг/кг, что соответствует стандарту Евро 5.
Массовая доля ароматических углеводородов
Плотность при +15 С
Цетановый индекс и цетановое число
Влияние температуры на вязкость дизельного топлива
Температура оказывает значительное влияние на физические свойства дизельного топлива, в частности, на его вязкость. Вязкость — это мера сопротивления жидкости течению, и она играет ключевую роль в процессе сгорания, а также в работе топливной системы двигателя. При изменении температуры вязкость дизельного топлива изменяется, что может повлиять на его производительность и эффективность.
При повышении температуры дизельное топливо становится менее вязким, что облегчает его перекачку и распыление в камере сгорания. Это особенно важно в холодное время года, когда низкие температуры могут привести к увеличению вязкости топлива, что затрудняет его подачу и распыление. В результате, при низких температурах дизельное топливо может образовывать парафины, что приводит к образованию восковых отложений и засорению фильтров.
С другой стороны, при высоких температурах, когда вязкость снижается, дизельное топливо может легче проходить через топливные насосы и форсунки, обеспечивая более эффективное сгорание. Это может привести к улучшению характеристик двигателя, снижению выбросов и повышению экономичности. Однако, если температура слишком высока, это может привести к перегреву топлива и его разложению, что негативно скажется на работе двигателя.
Для понимания влияния температуры на вязкость дизельного топлива важно учитывать, что разные сорта топлива могут иметь различные характеристики. Например, зимние сорта дизельного топлива разрабатываются с учетом низких температур и имеют добавки, которые уменьшают вязкость и предотвращают образование восковых кристаллов.
В таблице ниже представлены данные о вязкости дизельного топлива при различных температурах, что позволяет лучше понять, как температура влияет на это свойство:
Температура (°C) | Вязкость (мМПа·с) |
---|---|
-20 | 2000 |
0 | 800 |
20 | 500 |
40 | 300 |
60 | 200 |
80 | 150 |
Как видно из таблицы, с повышением температуры вязкость дизельного топлива значительно снижается. Это подчеркивает важность учета температуры при эксплуатации дизельных двигателей, особенно в условиях низких температур, когда необходимо использовать специальные сорта топлива и добавки для обеспечения нормальной работы двигателя.
Вопрос-ответ
Как меняется плотность дизеля при разных температурах?
При изменении температуры топлива на 1 °C его плотность изменится обратно пропорционально в среднем на 0,7 кг/м³. Чем выше температура, тем меньше плотность. То есть, если при температуре воздуха 15 °C плотность дизельного топлива составляет, например, 860 кг/м³, то при 20 °C плотность будет составлять 856,5 кг/м³.
Как меняется плотность топлива в зависимости от температуры?
Плотность топлива – это его удельный вес, а именно количество массы в единице объема. Плотность топлива зависит от температуры, впрочем, как и для любой другой жидкости: при повышении температуры плотность топлива снижается, и наоборот – при снижении температуры плотность топлива увеличивается.
Как влияет температура на плотность дизельного топлива?
Плотность дизельного топлива зависит от температуры, при которой оно хранится. Горючее густеет при охлаждении воздуха, поскольку происходит процесс конденсации. Поэтому плотность замеряют при стандартных условиях.
Влияет ли температура на плотность дизельного топлива?
Из рис. 1 видно линейное изменение плотности с ростом температуры для растительного масла, дизельного топлива и биодизеля, причем плотность этих топлив уменьшается с одинаковой скоростью. При одинаковой температуре большую плотность имеет растительное масло, а меньшую — дизельное топливо.
Советы
СОВЕТ №1
Изучите таблицы изменения плотности дизельного топлива в зависимости от температуры, чтобы понимать, как колебания температуры могут влиять на его характеристики. Это поможет вам лучше планировать заправку и использование топлива в различных климатических условиях.
СОВЕТ №2
При хранении дизельного топлива учитывайте температурные колебания. Используйте теплоизоляцию для резервуаров, чтобы минимизировать влияние низких температур на плотность топлива и предотвратить его загустение.
СОВЕТ №3
Регулярно проверяйте плотность дизельного топлива перед его использованием, особенно в холодное время года. Это поможет избежать проблем с запуском двигателя и его работой, связанных с изменением свойств топлива.
СОВЕТ №4
Обратите внимание на добавки к дизельному топливу, которые могут улучшить его текучесть при низких температурах. Это поможет сохранить стабильную работу двигателя и предотвратить его поломки в холодную погоду.