В статье рассмотрим таблицу вязкости трансмиссионных масел по SAE и объясним, как проводились измерения вязкости. Понимание вязкости масел важно для выбора продукта для механической коробки передач, так как это влияет на эффективность работы трансмиссии, износостойкость и долговечность автомобиля. Проведем тест-обзор различных трансмиссионных масел, сравним их характеристики и составим рейтинг, что поможет сделать обоснованный выбор по соотношению цена-качество.
Вязкость масла 5w-30, таблица значений и способы измерений
На основе представленных данных были вычислены коэффициенты, которые не содержат значительной информации, а служат для определения индекса вязкости масла.
Какое трансмиссионное масло подойдет для автомобиля? Нужно ли беспокоиться о том, что и когда залито в трансмиссию?
Что выбрать? Наши рекомендации по этому вопросу представлены ниже. Информацию о всех участниках мы разместили в алфавитном порядке. Не игнорируйте масла для трансмиссий.
Эксперты в области автомобильной техники подчеркивают важность таблицы вязкости трансмиссионных масел по SAE для правильного выбора смазочных материалов. Вязкость масла — это его способность сопротивляться течению, что критично для обеспечения надежной работы трансмиссий. Измерения проводятся при различных температурах, что позволяет определить, как масло будет вести себя в различных условиях эксплуатации. Например, масла с низкой вязкостью обеспечивают легкий запуск в холодную погоду, тогда как более вязкие масла лучше защищают детали при высоких температурах и нагрузках. Правильный выбор масла по таблице SAE помогает продлить срок службы трансмиссии и улучшить ее эффективность, что, в свою очередь, влияет на общую производительность автомобиля. Таким образом, понимание и использование таблицы вязкости является ключевым аспектом для автолюбителей и профессионалов в области обслуживания автомобилей.
Вязкость масла: что означает 0W40, 5W30, 10W40, подробно
Присадками называются специальные вещества, которые добавляют в масло для улучшения его свойств.
Класс вязкости SAE | Динамическая вязкость при -17.8°C (cP) | Динамическая вязкость при 98.9°C (cP) |
---|---|---|
0W | ≤3500 | 2.6 – 5.6 |
5W | ≤4000 | 2.9 – 5.9 |
10W | ≤5600 | 3.7 – 6.2 |
15W | ≤7000 | 4.1 – 6.7 |
20W | ≤9500 | 4.5 – 7.0 |
25W | ≤12000 | 5.0 – 7.5 |
75 | 9.3 – 12.5 | |
80 | 12.5 – 16.5 | |
85 | 16.5 – 22.0 | |
90 | 22.0 – 26.0 |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о таблице вязкости трансмиссионных масел по SAE:
-
Система SAE: SAE (Society of Automotive Engineers) разработала свою классификацию вязкости масел, чтобы стандартизировать характеристики смазочных материалов. Вязкость масел измеряется при различных температурах, что позволяет выбрать подходящее масло для конкретных условий эксплуатации. Например, масла с маркировкой 75W-90 имеют хорошую текучесть при низких температурах и стабильную вязкость при высоких.
-
Влияние температуры: Вязкость трансмиссионных масел значительно изменяется в зависимости от температуры. При повышении температуры вязкость масла уменьшается, что улучшает его текучесть. Это особенно важно для трансмиссий, которые работают в условиях высоких температур, например, в спортивных автомобилях или в тяжелых условиях эксплуатации.
-
Выбор масла: Правильный выбор трансмиссионного масла по таблице SAE может существенно повлиять на производительность и долговечность трансмиссии. Неправильная вязкость может привести к износу деталей, перегреву и даже поломке трансмиссии. Поэтому производители автомобилей всегда указывают рекомендуемую вязкость масла в руководстве пользователя.
Классификация по SAE
Наиболее популярной классификацией трансмиссионных масел является система, разработанная международным сообществом инженеров, известная как SAE J306.
Основным критерием классификации трансмиссионных масел по SAE является вязкость, аналогичная летним и зимним вязкостным индексам. Для зимних смазочных материалов предусмотрены четыре категории.
С увеличением числового индекса вязкость также возрастает. В отличие от масел для двигателей внутреннего сгорания, здесь нет строгих границ по допустимым температурам окружающей среды.
На выбор масла влияют конструктивные особенности узла и режимы его работы, однако температурный режим остается ключевым фактором.
Тест трансмиссионных масел для МКПП — рейтинг лучших масел для коробки передач — журнал За рулем
По показателю износа вплотную приблизилось к очень строгим требованиям ГОСТа для масел более высокой группы ТМ-5.
Детальное рассмотрение параметров, указанных в таблице
При разработке таблиц и анализе алгоритма, связывающего вязкость масла с температурой, учли актуальные технологии автомобилестроения.
Значение букв и цифр на канистре
Классификация по SAE включает в себя два значения: цифра и буква «W» – зимний коэффициент вязкости, следующая за буквой «W» цифра – летний. И каждый из этих показателей комплексный, то есть включает в себя не один параметр, а несколько.
В летний коэффициент (идущий через дефис после буквы «W») включаются два основных параметра, один второстепенный, и один производный, рассчитываемый из предыдущих параметров:
- кинематическая вязкость при 100 °C (то есть при средней рабочей температуре в нагретом ДВС);
- динамическая вязкость при 150 °C (определяется для представления о вязкости масла в паре трения кольцо/цилиндр – одном из ключевых узлов в работе двигателя);
- кинематическая вязкость при температуре 40 °C (показывает, как поведет себя масло в момент летнего пуска двигателя, а также используется для изучения скорости самопроизвольного стекания масляной пленки в поддон под действием времени);
- индекс вязкости – указывает на свойство смазочного материала оставаться стабильным при изменении рабочей температуры.
Сегодня для автомобильных масел разработано несколько методик определения всех предусмотренных стандартом показателей вязкости. Все измерения проводятся на специальных приборах – вискозиметрах.
В зависимости от исследуемой величины, могут использоваться вискозиметры различных конструкций. Рассмотрим несколько методик определения вязкости и практический смысл, который закладывается в эти величины.
Вязкость при проворачивании коленчатого вала
Смазка в шейках коленчатого и распределительного валов, а также в соединении поршня и шатуна при понижении температуры загустевает. Густое масло имеет высокое внутреннее сопротивление, что затрудняет смещение его слоев.
При запуске двигателя зимой стартер испытывает значительную нагрузку. Загустевшая смазка препятствует вращению коленчатого вала и не образует необходимый масляный клин в коренных шейках.
Вязкость при прокачивании
Здесь общепринятым максимальным значением вязкости считается 60000 мПа•с. При этом показателе гарантируется свободная прокачка смазки по системе и доставка ее по каналам до всех трущихся узлов.
Кинематическая вязкость
Температура 100 °C критична для оценки характеристик масла, так как именно при этой температуре работают большинство пар трения в двигателе.
Кинематическая вязкость при 100 °C влияет на образование масляного клина и смазывающие свойства в парах трения, таких как палец / подшипник шатуна, шейка коленвала / вкладыш, распределительный вал / постели и крышки.
Этот параметр вязкости при 100 °C является ключевым и получает особое внимание. В настоящее время его измеряют с помощью автоматизированных вискозиметров различных конструкций и методик.
Кинематическая вязкость при 40 °C определяет густоту масла при этой температуре (например, во время летнего пуска) и его защитные свойства для деталей двигателя. Измерение проводится аналогично предыдущему пункту.
Динамическая вязкость при 150 °C
- 5 W-30 — предназначена для работы при температуре от -25˚ С и до +20˚ С;
- 5 W-40 — предназначена для работы от -25˚ С и до +35˚ С;
- 10 W-30 — предназначена для работы от -20˚ С и до +30˚ С;
- 10 W-40 — предназначена для работы от -20˚ С и до +35˚ С;
- 15 W-30 — подходит для работы при температуре воздуха от -15˚ С и до +35˚ С;
- 15 W-40 — подходит для работы при температуре воздуха от -15˚ С и до +45˚ С;
- 20 W-40 — подходит для работы при температуре воздуха от -10˚ С и до +45˚ С;
- 20 W-50 — подходит для работы при температуре воздуха от -10˚ С до +45˚ С и более.
Вязкость моторного масла — что это такое, расшифровка по SAE
Этот показатель обеспечивает свободное движение смазки по системе и ее доставку ко всем узлам с трением.
Виды масел в зависимости от температурного режима
Вязкость определяется по международному стандарту SAE J300 и подразделяет все смазочные материалы на три основных вида — летние, зимние и всесезонные.
Благодаря прекрасно сбалансированным показателям, всесезонки показывают хорошие результаты в работе с критическими температурами.
Для того, чтобы подобрать для двигателя своего автомобиля наиболее подходящее по вязкости масло — следует опираться на два основных показателя:
Так, к примеру, при эксплуатации транспортного средства при температуре воздуха от -10 и до +45 следует выбирать SAE 20W-40.
4 no copyright
Первый цифровой индекс после ТМ указывает на категорию масел по составу и назначению.
Основные различия масел GL-4 от GL5 75W90
GL-4 предназначены для работы в КПП с такими видами передач, как гипоидная и коническая, работа которых осуществляется с использованием контактного напряжения до 3000 МПа. В таких коробках температура масла может достигать 150 С.
Смазка типа GL-4 содержит в своем составе в несколько раз меньше серо-фосфорных присадок, чем ее аналог более высокого класса.
Стоит отметить, что вещество, покрывающее металлическую поверхность детали, намного прочнее всевозможных мягких сплавов, к которым относится медь, поэтому использовать данное ТМ необходимо строго по назначению.
Если же вы зальете такую жидкость в коробку, содержащую некоторые детали из меди или других мягких металлов — вы спровоцируете их довольно быстрый износ.
- CB — авто выпущенные до 1961 г., высокое содержание серы в топливе;
- CC — авто выпущенные до 1983 г., работающие в тяжелых условиях;
- CD — авто выпускавшиеся до 1990 г., котрым пришлось работать в тяжелых условиях и большим количеством серы в топливе;
- CE — авто выпущенные до 1990 г. и двигатель имеет турбину;
- CF — авто выпускавшиеся с 1990 г., с турбиной;
- CG-4 — экземпляры выпускаемые с 1994 г., с наличием турбины;
- CH-4 — авто с 1998 г выпуска., под нормы токсичности, применяемые в США;
- CI-4 — турбированые авто с клапаном EGR;
- CI-4 plus — аналогично предыдущему, под высокие нормы токсичности США.
Итоги
Избегайте пены во время работы, особенно при попадании микрочастиц износа компонентов в масло.
Минеральные, синтетические и полусинтетические моторные масла
Масло – это смесь углеводородов с определенной структурой расположения атомов углерода. Они могут быть соединены в длинные цепочки или разветвляться. Чем длиннее и прямее цепи атомов углерода, тем лучше масло.
- Отводить тепло, возникающее в процессе работы трущихся деталей коробки передач;
- Снижать трение деталей коробки передач друг о друга. Снижая трение элементов коробки передач, удается снизить их износ;
- Снижение энергии, затраченной на трение, благодаря образованию масляной пленки на элементах коробки передач;
- Снижать негативное влияние от возможных окислительных процессов, возникающих в коробке передач в процессе работы;
- Не терять свои свойства при контактировании с водой;
- Не влиять негативным образом на резиновые элементы — различные уплотнители;
- Не терять свои качества при “простое” автомобиля без движения, в том числе и при продолжительном хранении автомобиля;
- Не пениться в процессе работы, в том числе и при попадании в масло микрочастиц от износа элементов;
- Минимизировать шум, возникающий в процессе работы коробки передач;
- Не иметь в своем составе компонентов, которые бы выделяли токсичные пары в процессе нагревания.
Что происходит, когда вязкость масла ниже нормы
Класс вязкости | Минимальная температура, °C | Вязкость, сСт |
---|---|---|
70W | -55 | 4,1 / – |
75W | -40 | 4,1 / – |
80W | -26 | 7,0 / – |
85W | -12 | 11,0 / – |
80 | 7,0 / < 11,0 | |
85 | 11,0 / < 13,5 | |
90 | 13,5 / 24,0 | |
140 | 24,0 / 41,0 | |
250 | 41,0 / – |
В процессе эксплуатации не должно образовываться пена, даже при попадании микрочастиц износа компонентов в масло.
Классификация трансмиссионных масел по API (GL)
Обратите внимание: В России есть свой аналог классификации GL — ТМ (трансмиссионное масло). Он закреплен в ГОСТ и не сильно отличается от стандарта API.
Стоит отметить, что отдельные характеристики присущи жидкостям для автоматических коробок передач, поскольку они выполняют роль рабочего тела.
Влияние температуры на вязкость трансмиссионных масел
Температура является одним из ключевых факторов, влияющих на вязкость трансмиссионных масел. Вязкость, в свою очередь, определяет, насколько эффективно масло может выполнять свои функции в трансмиссионной системе. При изменении температуры вязкость масла изменяется, что может существенно повлиять на его характеристики и производительность.
При повышении температуры вязкость трансмиссионного масла, как правило, уменьшается. Это связано с тем, что молекулы масла начинают двигаться быстрее и легче преодолевают внутренние силы сцепления. В результате масло становится менее вязким и более текучим, что позволяет ему легче проходить через узкие каналы трансмиссии и обеспечивать лучшую смазку деталей.
С другой стороны, при понижении температуры вязкость масла увеличивается. В этом случае молекулы масла замедляют свое движение, и внутренние силы сцепления становятся более значительными. Это может привести к тому, что масло становится слишком густым, что затрудняет его циркуляцию и может вызвать недостаточную смазку, особенно в холодное время года или при запуске двигателя.
Для оценки вязкости трансмиссионных масел в зависимости от температуры используются специальные стандарты, такие как SAE (Society of Automotive Engineers). Эти стандарты позволяют классифицировать масла по их вязкости при различных температурах, что помогает производителям и пользователям выбирать подходящее масло для конкретных условий эксплуатации.
Важно отметить, что трансмиссионные масла могут иметь разные уровни вязкости в зависимости от их состава и добавок. Например, синтетические масла часто имеют более стабильные вязкостные характеристики при изменении температуры по сравнению с минеральными маслами. Это делает их более предпочтительными для использования в условиях, где температура может значительно колебаться.
Таким образом, понимание влияния температуры на вязкость трансмиссионных масел является критически важным для обеспечения надежной работы трансмиссионных систем. Выбор масла с правильной вязкостью для конкретных температурных условий может существенно повысить эффективность работы трансмиссии, продлить срок службы ее компонентов и снизить риск поломок.
Вопрос-ответ
Sae 30 и sae 30w — это одно и то же?
SAE-30 — это масло с одной вязкостью. Всё, что имеет индекс _W-30, — это масло с несколькими вязкостями, то есть смесь, сохраняющая текучесть в широком диапазоне температур. Автомобили работают круглый год и нуждаются в многовязком масле. Газонокосилки и двигатели малой мощности, как правило, используются сезонно.
Что обозначает цифра 10 в масле SAE 10W 30?
Расшифровка маркировки моторных масел SAE 10W-30: цифра 10 указывает на принадлежность масла к низкотемпературным сериям. Это значит, что коленчатый вал для запуска мотора может проворачиваться в температурном диапазоне от -20 до +25 градусов Цельсия с сохранением прокачиваемости смазывающего материала.
Советы
СОВЕТ №1
Изучите таблицу вязкости трансмиссионных масел по SAE, чтобы выбрать подходящее масло для вашего автомобиля. Обратите внимание на рекомендуемые значения вязкости для различных температур, так как это поможет обеспечить оптимальную работу трансмиссии.
СОВЕТ №2
При выборе трансмиссионного масла учитывайте не только вязкость, но и спецификации производителя вашего автомобиля. Это поможет избежать проблем с гарантией и обеспечит надежную работу трансмиссии.
СОВЕТ №3
Регулярно проверяйте уровень и состояние трансмиссионного масла. Загрязненное или старое масло может негативно сказаться на работе трансмиссии, поэтому планируйте его замену в соответствии с рекомендациями производителя.
СОВЕТ №4
Если у вас есть сомнения в выборе масла, проконсультируйтесь с профессионалом или обратитесь к сервисной документации вашего автомобиля. Это поможет избежать ошибок и продлить срок службы трансмиссии.