Ширина Колеи в Разных Странах Таблица • Виды рельс

В статье рассмотрим ширину колеи в разных странах, представив таблицу с основными показателями и видами рельсов, используемых в железнодорожном транспорте. Понимание различий в ширине колеи важно для развития международных транспортных коридоров и интеграции железнодорожных систем, особенно в контексте проектов, таких как Rail Baltica. Эта информация будет полезна специалистам в области транспорта и интересующимся историей и современными тенденциями железнодорожного сообщения.

Прибалтика избавляется от “советской” колеи на железной дороге. Проехал по первому участку грандиозной (в будущем) Rail Baltica из Литвы в Польшу – Денис Блищ. Частное мнение

Ширина колеи (мм) Протяженность (км) Название дороги Страны, где используется
1676 42300 Индийская Индия, Чили, Пакистан, Аргентина
1668 14300 Иберийская Испания, Португалия
1600 9800 Ирландская Ирландия, Бразилия, Австралия (частично)
1524 7000 Русская Эстония, Финляндия
1520 220000 Русская СНГ, Литва, Латвия, Эстония, Монголия (частично)
1435 720000 Европейская Европа, Канада, США, Китай, Австралия, Корея, Северная Африка, Ближний Восток, Куба, Панама, Мексика, Венесуэла, Перу, Уругвай
1067 112000 Капская Южная Африка, Центральная Африка, Япония, Индонезия, Тайвань, Новая Зеландия, Австралия, Сахалин (Россия)
1000 95000 Метровая Азия (юго-восток), Индия, Боливия, Бразилия, Уганда, Чили, Кения

Абердинская железная дорога, открытая в 1848 году, использовала ширину колеи 5 футов 6 дюймов (1676 мм) до стандартизации.

Развитие железнодорожного транспорта началось в середине 19 века, когда крупные компании усилили влияние в бизнесе и наблюдался рост промышленного производства.

Первые локомотивы заменяли лошадей и соответствовали размерам повозок, что определило ширину колеи (1435 мм).

Не все ранние железнодорожные пути соответствовали стандартам. Например, ширина колеи на маршруте из Дублина в Дрогеду (Ирландия) составила 1600 мм.

Эксперты в области железнодорожного транспорта отмечают, что ширина колеи играет ключевую роль в эффективности и безопасности движения поездов. В разных странах используются различные стандарты, что связано с историческими, экономическими и географическими факторами. Например, в большинстве европейских стран применяется стандартная колея шириной 1435 мм, что обеспечивает совместимость и упрощает международные перевозки. В то же время, в России и некоторых других странах используется широкая колея в 1520 мм, что позволяет лучше справляться с суровыми климатическими условиями и увеличивает устойчивость поездов.

Кроме того, эксперты подчеркивают, что выбор типа рельсов также влияет на эксплуатационные характеристики. Различные виды рельсов, такие как легкие и тяжелые, предназначены для разных условий эксплуатации и типов подвижного состава. Таким образом, понимание этих нюансов является важным для оптимизации железнодорожных систем и повышения их эффективности.

ШИРИНА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ КОЛЕИ В РОССИИ И ДРУГИХ СТРАНАХ. ИСТОРИЯ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ #1ШИРИНА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ КОЛЕИ В РОССИИ И ДРУГИХ СТРАНАХ. ИСТОРИЯ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ #1

Железные дороги узкоколейные — рельсы, ширина узкой колеи жд путей, поезда и история узкоколейки в России

В Индии сделали упор на 600 мм именно такие полотна проложены в горах Нилгири и в городе Дарджилинг и являются частью наследия ЮНЕСКО.

Что интересно, литовский Паневежис по плану превратится в узел дорог трех стандартов: там сейчас действует как традиционная широкая колея, так и ветка с шириной 750 мм.

Вообще движения на станции почти нет. Не основные пути даже с ручными стрелками, какой-то грустный маневровый тепловозик попердывал на путях…

Обслуживается линия двухвагонными дизель-поездами производства польской PESA серии 218Mc. Неплохой подвижной состав, закупавшийся польскими перевозчиками на протяжении 10 лет. В поездике 130 сидячих мест и 170 стоячих.

Два пути идут до пограничной станции Шештокай, а затем сходятся в один: рельсы 1435 мм и 1520 мм лежат на одной насыпи, как это сделано, например, в Гродно.

А это первая польская станция – Тракишки. Здесь меняется бригада, обслуживающая поезд! На станции скрещиваются составы из Каунаса и в Каунас, и разъездной кассир, и машинист просто переходят из одного состава в другой. Не видел такого еще…

  • Железная дорога Монкланд и Киркинтиллох , утвержденная в 1824 году и открытая в 1825 году, использовала 4 фута 6 дюймов ( 1372 мм ).
  • Железная дорога Данди и Ньютайл , утвержденная в 1829 году и открытая в 1831 году, использовала 4 фута 6 + 1 / 2 в ( +1384 мм ).
  • Железная дорога Восточных графств , утвержденная 4 июля 1836 года, использовала 5 футов ( 1524 мм )
  • Лондон и Blackwall Железнодорожный , утвержденный 28 июля 1836 года, использовал 5 футов 1 / 2 в ( 1,537 мм ).
  • Железная дорога Данди и Арброт , зарегистрированная 19 мая 1836 года и открытая в октябре 1838 года, использовала 5 футов 6 дюймов ( 1676 мм ) до стандартизации в 1847 году.
  • Железная дорога Арброт и Форфар , зарегистрированная 19 мая 1836 года и открытая в ноябре 1838 года, использовала 5 футов 6 дюймов ( 1676 мм ).
  • Северный и Восточная железная дорога , утвержденная на 4 июля 1836 года, использовали 5 футов ( 1524 мм ) колею.
  • Абердинская железная дорога , открытая в 1848 году, использовала 5 футов 6 дюймов ( 1676 мм ) до стандартизации .
Страна Ширина колеи (мм) Тип рельса
Россия 1520 Р65, Р50
США 1435 AREMA
Китай 1435, 1520 60kg/m, 50kg/m
Германия 1435 UIC 60
Япония 1067, 1435 JR 60, JR 50
Великобритания 1435, 1676 Bullhead, Flat-bottomed
Австралия 1067, 1435 various

Интересные факты

Вот несколько интересных фактов о ширине колеи и рельсах в разных странах:

  1. Стандартная колея и её влияние на транспорт: В большинстве стран мира используется стандартная ширина колеи 1435 мм (так называемая “стандартная колея”). Однако, в России и некоторых других странах используется ширина 1520 мм (широкая колея), что позволяет улучшить устойчивость поездов на высоких скоростях и лучше справляться с тяжелыми грузами.

  2. Разнообразие колеи в мире: В мире существует несколько типов колеи, включая узкую (например, 1000 мм в Японии и некоторых странах Латинской Америки), стандартную и широкую. Это разнообразие связано с историческими, экономическими и географическими факторами, а также с особенностями местного рельефа и климатических условий.

  3. Исторические причины различий: Разные ширины колеи часто имеют исторические корни. Например, в США и Канаде большинство железных дорог строилось с использованием стандартной колеи, в то время как в России и некоторых странах Восточной Европы была выбрана широкая колея для обеспечения большей устойчивости и безопасности на длинных маршрутах, особенно в условиях сурового климата.

Эти факты подчеркивают, как ширина колеи может влиять на эффективность и безопасность железнодорожного транспорта в разных странах.

Почему в разных странах различная ширина колеи? История появления рельс. #Железнодорожное - 7 серия.Почему в разных странах различная ширина колеи? История появления рельс. #Железнодорожное – 7 серия.

Железная дорога стандартной колеи — Standard-gauge railway.

В Индии рельсы шириной 600 мм проложены в горах Нилгири и городе Дарджилинг, они входят в состав наследия ЮНЕСКО.

Современные железные дороги почти стандартной колеи

Железнодорожные линии стандартной колеи вернулись в 2014 году на экспериментальную железнодорожную линию в Ачехе . Первая крупномасштабная сеть стандартной колеи вернулась в 2019 году в виде сети LRT в Джакарте , а в ближайшем будущем Jakarta MRT Phase 3 и высокоскоростная сеть Джакарта-Бандунг также будут переведены на стандартную колею.

В нескольких штатах США действовали законы, требующие, чтобы у дорожных транспортных средств была постоянная ширина колеи, чтобы они могли двигаться по колеям дороги. Эти размеры были аналогичны стандартной железнодорожной колее.

Почему в разных странах разная железнодорожная колеяПочему в разных странах разная железнодорожная колея

Ширина колеи ЖД в России и других странах

Законодательные нормы по размерам колеи были установлены в разных странах в разные исторические периоды: в Баварии в 1836 году, в Пруссии в 1837 году и в Германском таможенном союзе в 1850 году.

Ширина колеи стандартной железной дороги составляет 1435 мм и принята почти во всех странах Западной Европы и Америки.

При разработке международных стандартов производители моделей железных дорог создали модели различных масштабов с шириной колеи 32; 22,5; 16,5 и 12 мм.

Расстояние между осями путей, мм Условное обозначение
N TT H0 S 0 I
На перегоне 25 34 46 63 89 125
На станции 28 38 52 71 103 141
Ширина колеи, мм А В С D Е К R
6,5; 9 1,5 +0,1 1,3 0,6 +0,1 0,2 0,4 0,45 0,1
9; 12; 16,5 2,0 +0,1 1,9 0,8 +0,1 0,25 0,5 0,6 0,2
16,5; 22,5 2,5 +0,2 2,2 1,0 +0,2 0,3 0,6 0,75 0,3
32 3,5 +0,2 3,0 1,5 +0,2 0,5 0,9 1,1 0,4
45 5,0 +0,2 4,4 2,2 +0,2 0,7 1,2 1,5 0,5
Ширина колеи, мм в1 в2 в3 н16 н2 н36 н4 S т
9 16 19 22 3,5 1,1 1,5 6 2 5
12 22 25 29 4,5 1,2 2 8 2 5
16,5 30 34 40 5 1,5 2 10 3 7
22,5 41 47 55 5 1,8 2 14 4 10
32 60 68 80 7 2,2 3 20 6 14
45 80 94 110 10 2,6 4 25 8 20

Размеры шпал (S и в1) и расстояния между ними (т) являются ориентировочными и могут варьироваться на второстепенных линиях, подъездных путях или узкоколейных железных дорогах.

Стандарты NEM 124 и NEM 127 связаны с нормой «Колёсная пара и путь» NEM 310 и имеют аналогичные условные обозначения: G, F, S и С.

Условное обозначение S Н1 Н2 Н3
Z 3 26 28 30
N 3,5 35 38 40
TT 4,5 45,5 50 52,5
H0 6 62 69 73
S 8 82,5 93 98,5
0 11 114 130 139
I 15 157 181 194
Условное обозначение В1 В2 Н1 Н2
Z 8 +0,3 10-0,3 25 31
N 10,5 +0,5 13-0,5 34 41
TT 14 +0,7 18,5-0,7 44 54
H0 19 +1 25-1 60 75
S 25 +1,5 33-1,5 80 101
0 34 +2 45-2 111 142
I 47 +3 62-3 153 198

Нормы «Размещение контактного провода» NEM 201 и «Взаимодействие токоприёмника с контактным проводом» NEM 202 отменяют стандарт «Контактный провод и токоприёмник» NEM 201.

Условное обозначение G В1 В2 Н1 Н2 Н3 Н49
Z 6,5 17 11 1 2 17 23
N 9 23 14 1 3 24 32
TT 12 30 18 1,5 4 32 42
H0 16,5 40 26 2 5 44 57
S 22,5 54 35 3 7 59 75
0 32 78 48 4 10 83 106
I 45 110 68 5 13 115 146

а — путь; б — колёсная пара; в — головка рельса; г — стрелочный перевод; 1 — рамный рельс; 2 — контррельс; 3 — усовики; 4 — ось сердечника крестовины.

Диаметр колеса определяется пересчетом размеров оригинала в модельный масштаб. Ширина колеса Nmin и высота гребня бандажа D могут быть уменьшены до масштабного размера при соблюдении условий.

Ширина колеи Аmax V Imin Вmin Lmax И W Х
12 1,0 1,5 1,2 10,2 15,8 20,2±0,2 17,4 +0,4 20,6 +0,6
16,5 1,0 2,0 1,2 14,3 20,8 25,5±0,2 22,4 +0,4 25,8 +0,8
22,5 1,5 3,0 1,7 19,8 27,8 33,9±0,3 29,6 +0,5 34,4 +0,6
32 2,0 4,0 2,2 28,4 39,0 46,4±0,4 41,0 +0,6 47,0 +0,1
45 3,0 5,0 3,2 39,8 52,7 63,9±0,6 65,0 +0,8 64,7 +0,1
Ширина колеи V Вmin Lmax И W Х
6,5 1,0 5,25 8,75 10,4±0,1 9,0 +0,1 10,8-0,1
9,0 1,0 7,4 12,5 14,7±0,2 12,5 +0,5 15,2-0,2
12 1,5 10,2 15,8 18,5±0,2 16,3 +0,5 19,0-0,2
16,5 2,0 14,3 20,8 24,5±0,2 21,4 +0,6 25,0-0,2
22,5 3,0 19,8 27,8 33,2±0,2 28,6 +0,8 33,7-0,2

В области электротехники моделей и аксессуаров для железных дорог разработаны четыре новые нормы, заменяющие стандарт «Электропитание модели железной дороги» NEM 602.

Стандарт «Электротяга постоянного тока — электрические параметры» NEM 630 определяет электрические параметры тока, необходимые для движения поездов.

Рельсы железнодорожные⟧ ⚙ все виды, типы, длина и размеры

а путь; б колёсная пара; в головка рельса; г стрелочный перевод; 1 рамный рельс; 2 контррельс; 3 усовики; 4 ось сердечника крестовины.

Технические характеристики, монтаж

Сталь 50Сп, соответствующая стандартам ГОСТ, идеально сочетает твердость и пластичность для узкоколейных железных дорог. Она легко изгибается на кривых с малым радиусом и обладает хорошей износостойкостью.

Также используются стали 70Пс и 60, которые имеют большую твердость и повышенную износостойкость, что делает их популярными в крановом хозяйстве.

Рельсы для узкоколейных железных дорог, такие как р24 и р18, производятся по ГОСТ и имеют стандартную длину 8 метров, а также варианты длиной 7,8 и 6 метров.

Стыковые соединения выполняются с помощью накладок и стыковых болтов типов 18х88 и 16х72. Применяется также сварка, преимущественно на бесподкладочных путях, таких как передаточные внутрицеховые и грузоподъемные механизмы.

Сравнение экономической эффективности различных ширин колеи

Ширина колеи является одним из ключевых факторов, влияющих на экономическую эффективность железнодорожного транспорта. Разные страны используют различные стандарты ширины колеи, что в свою очередь влияет на стоимость строительства, эксплуатации и обслуживания железнодорожной инфраструктуры.

Существует несколько основных типов ширины колеи: узкая (до 1 метра), стандартная (1435 мм), широкая (1520 мм и более) и другие. Каждая из этих ширин имеет свои преимущества и недостатки, которые необходимо учитывать при сравнении их экономической эффективности.

Узкая колея часто используется в горных и труднодоступных районах, где строительство широких путей экономически нецелесообразно. Хотя узкая колея требует меньших затрат на строительство, она ограничивает грузоподъемность и скорость поездов, что может привести к увеличению эксплуатационных расходов в долгосрочной перспективе.

Стандартная колея (1435 мм) является наиболее распространенной и используется в большинстве стран мира. Она обеспечивает оптимальный баланс между стоимостью строительства и эксплуатационными характеристиками. Поезда на стандартной колее могут развивать высокие скорости и перевозить большие объемы грузов, что делает их экономически эффективными для грузовых и пассажирских перевозок.

Широкая колея (1520 мм и более) используется в некоторых странах, таких как Россия и Индия. Она позволяет перевозить более тяжелые составы и обеспечивает большую устойчивость на высоких скоростях. Однако строительство и обслуживание таких путей требует больших затрат, что может снизить их экономическую эффективность в сравнении со стандартной колеей.

Кроме того, необходимо учитывать и другие факторы, такие как:

  • Инфраструктура: Разные ширины колеи требуют различных типов подвижного состава и инфраструктуры, что может повлиять на общие затраты.
  • Совместимость: В странах с различными стандартами ширины колеи могут возникать проблемы с совместимостью подвижного состава, что требует дополнительных инвестиций в терминалы и пересадочные пункты.
  • Технологические инновации: Развитие технологий может изменить экономическую эффективность различных ширин колеи, например, за счет улучшения конструкции подвижного состава или инфраструктуры.

В заключение, выбор ширины колеи должен основываться на комплексном анализе экономических, технических и социальных факторов, что позволит обеспечить максимальную эффективность железнодорожного транспорта в конкретных условиях. Каждая страна должна учитывать свои уникальные потребности и возможности при принятии решений о ширине колеи, чтобы достичь оптимального баланса между затратами и производительностью.

Вопрос-ответ

Почему в России рельсы шире, чем в Европе?

В России рельсы шире, чем в Европе, из-за исторических причин: в 19 веке, когда строились первые железные дороги, российские инженеры выбрали ширину колеи 1520 мм (так называемая “широкая колея”) для повышения устойчивости и проходимости на сложных климатических и географических условиях. Это решение также было связано с необходимостью обеспечения совместимости с существующими транспортными системами и военными нуждами, что отличалось от стандартов, принятых в Европе, где используется узкая колея 1435 мм.

Какая ширина колеи распространена в Европе?

Европейская колея (в применяющих странах называется «Стандартная колея» или «Стефенсоновская колея») — железнодорожная колея шириной 1435 мм. Условно считается мировым стандартом колеи на железнодорожном транспорте.

Ширина колеи в Турции?

Там осуществляется замена вагонных тележек. Это обязательная мера, поскольку ширина колеи железнодорожного пути в России составляет 1520 миллиметров, тогда как в Турции – 1435 миллиметров (узкая колея).

Советы

СОВЕТ №1

Изучите стандарты ширины колеи в разных странах, чтобы лучше понимать, как это влияет на международные перевозки и логистику. Знание этих стандартов поможет вам избежать проблем при планировании поездок или грузоперевозок через границы.

СОВЕТ №2

Обратите внимание на виды рельсов, используемых в различных странах. Это может повлиять на выбор подвижного состава и его совместимость с инфраструктурой. Например, некоторые рельсы могут быть более устойчивыми к определенным климатическим условиям.

СОВЕТ №3

Если вы планируете путешествие на поезде, ознакомьтесь с шириной колеи в стране назначения. Это поможет вам понять, какие типы поездов доступны и как они могут отличаться от тех, к которым вы привыкли в своей стране.

СОВЕТ №4

Следите за изменениями в международных стандартах и тенденциях в железнодорожной отрасли. Новые технологии и инициативы могут повлиять на ширину колеи и виды рельсов, что, в свою очередь, может изменить правила перевозок и безопасность на железных дорогах.

Ссылка на основную публикацию
Похожее
Наши контакты
+7 985 723-97-13

8А, посёлок Горки-10
ежедневно, 09:00–21:00