В статье рассмотрим ширину колеи в разных странах, представив таблицу с основными показателями и видами рельсов, используемых в железнодорожном транспорте. Понимание различий в ширине колеи важно для развития международных транспортных коридоров и интеграции железнодорожных систем, особенно в контексте проектов, таких как Rail Baltica. Эта информация будет полезна специалистам в области транспорта и интересующимся историей и современными тенденциями железнодорожного сообщения.
Прибалтика избавляется от “советской” колеи на железной дороге. Проехал по первому участку грандиозной (в будущем) Rail Baltica из Литвы в Польшу – Денис Блищ. Частное мнение
Ширина колеи (мм) | Протяженность (км) | Название дороги | Страны, где используется |
1676 | 42300 | Индийская | Индия, Чили, Пакистан, Аргентина |
1668 | 14300 | Иберийская | Испания, Португалия |
1600 | 9800 | Ирландская | Ирландия, Бразилия, Австралия (частично) |
1524 | 7000 | Русская | Эстония, Финляндия |
1520 | 220000 | Русская | СНГ, Литва, Латвия, Эстония, Монголия (частично) |
1435 | 720000 | Европейская | Европа, Канада, США, Китай, Австралия, Корея, Северная Африка, Ближний Восток, Куба, Панама, Мексика, Венесуэла, Перу, Уругвай |
1067 | 112000 | Капская | Южная Африка, Центральная Африка, Япония, Индонезия, Тайвань, Новая Зеландия, Австралия, Сахалин (Россия) |
1000 | 95000 | Метровая | Азия (юго-восток), Индия, Боливия, Бразилия, Уганда, Чили, Кения |
Абердинская железная дорога, открытая в 1848 году, использовала ширину колеи 5 футов 6 дюймов (1676 мм) до стандартизации.
Развитие железнодорожного транспорта началось в середине 19 века, когда крупные компании усилили влияние в бизнесе и наблюдался рост промышленного производства.
Первые локомотивы заменяли лошадей и соответствовали размерам повозок, что определило ширину колеи (1435 мм).
Не все ранние железнодорожные пути соответствовали стандартам. Например, ширина колеи на маршруте из Дублина в Дрогеду (Ирландия) составила 1600 мм.
Эксперты в области железнодорожного транспорта отмечают, что ширина колеи играет ключевую роль в эффективности и безопасности движения поездов. В разных странах используются различные стандарты, что связано с историческими, экономическими и географическими факторами. Например, в большинстве европейских стран применяется стандартная колея шириной 1435 мм, что обеспечивает совместимость и упрощает международные перевозки. В то же время, в России и некоторых других странах используется широкая колея в 1520 мм, что позволяет лучше справляться с суровыми климатическими условиями и увеличивает устойчивость поездов.
Кроме того, эксперты подчеркивают, что выбор типа рельсов также влияет на эксплуатационные характеристики. Различные виды рельсов, такие как легкие и тяжелые, предназначены для разных условий эксплуатации и типов подвижного состава. Таким образом, понимание этих нюансов является важным для оптимизации железнодорожных систем и повышения их эффективности.
Железные дороги узкоколейные — рельсы, ширина узкой колеи жд путей, поезда и история узкоколейки в России
В Индии сделали упор на 600 мм именно такие полотна проложены в горах Нилгири и в городе Дарджилинг и являются частью наследия ЮНЕСКО.
Что интересно, литовский Паневежис по плану превратится в узел дорог трех стандартов: там сейчас действует как традиционная широкая колея, так и ветка с шириной 750 мм.
Вообще движения на станции почти нет. Не основные пути даже с ручными стрелками, какой-то грустный маневровый тепловозик попердывал на путях…
Обслуживается линия двухвагонными дизель-поездами производства польской PESA серии 218Mc. Неплохой подвижной состав, закупавшийся польскими перевозчиками на протяжении 10 лет. В поездике 130 сидячих мест и 170 стоячих.
Два пути идут до пограничной станции Шештокай, а затем сходятся в один: рельсы 1435 мм и 1520 мм лежат на одной насыпи, как это сделано, например, в Гродно.
А это первая польская станция – Тракишки. Здесь меняется бригада, обслуживающая поезд! На станции скрещиваются составы из Каунаса и в Каунас, и разъездной кассир, и машинист просто переходят из одного состава в другой. Не видел такого еще…
- Железная дорога Монкланд и Киркинтиллох , утвержденная в 1824 году и открытая в 1825 году, использовала 4 фута 6 дюймов ( 1372 мм ).
- Железная дорога Данди и Ньютайл , утвержденная в 1829 году и открытая в 1831 году, использовала 4 фута 6 + 1 / 2 в ( +1384 мм ).
- Железная дорога Восточных графств , утвержденная 4 июля 1836 года, использовала 5 футов ( 1524 мм )
- Лондон и Blackwall Железнодорожный , утвержденный 28 июля 1836 года, использовал 5 футов 1 / 2 в ( 1,537 мм ).
- Железная дорога Данди и Арброт , зарегистрированная 19 мая 1836 года и открытая в октябре 1838 года, использовала 5 футов 6 дюймов ( 1676 мм ) до стандартизации в 1847 году.
- Железная дорога Арброт и Форфар , зарегистрированная 19 мая 1836 года и открытая в ноябре 1838 года, использовала 5 футов 6 дюймов ( 1676 мм ).
- Северный и Восточная железная дорога , утвержденная на 4 июля 1836 года, использовали 5 футов ( 1524 мм ) колею.
- Абердинская железная дорога , открытая в 1848 году, использовала 5 футов 6 дюймов ( 1676 мм ) до стандартизации .
Страна | Ширина колеи (мм) | Тип рельса |
---|---|---|
Россия | 1520 | Р65, Р50 |
США | 1435 | AREMA |
Китай | 1435, 1520 | 60kg/m, 50kg/m |
Германия | 1435 | UIC 60 |
Япония | 1067, 1435 | JR 60, JR 50 |
Великобритания | 1435, 1676 | Bullhead, Flat-bottomed |
Австралия | 1067, 1435 | various |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о ширине колеи и рельсах в разных странах:
-
Стандартная колея и её влияние на транспорт: В большинстве стран мира используется стандартная ширина колеи 1435 мм (так называемая “стандартная колея”). Однако, в России и некоторых других странах используется ширина 1520 мм (широкая колея), что позволяет улучшить устойчивость поездов на высоких скоростях и лучше справляться с тяжелыми грузами.
-
Разнообразие колеи в мире: В мире существует несколько типов колеи, включая узкую (например, 1000 мм в Японии и некоторых странах Латинской Америки), стандартную и широкую. Это разнообразие связано с историческими, экономическими и географическими факторами, а также с особенностями местного рельефа и климатических условий.
-
Исторические причины различий: Разные ширины колеи часто имеют исторические корни. Например, в США и Канаде большинство железных дорог строилось с использованием стандартной колеи, в то время как в России и некоторых странах Восточной Европы была выбрана широкая колея для обеспечения большей устойчивости и безопасности на длинных маршрутах, особенно в условиях сурового климата.
Эти факты подчеркивают, как ширина колеи может влиять на эффективность и безопасность железнодорожного транспорта в разных странах.
Железная дорога стандартной колеи — Standard-gauge railway.
В Индии рельсы шириной 600 мм проложены в горах Нилгири и городе Дарджилинг, они входят в состав наследия ЮНЕСКО.
Современные железные дороги почти стандартной колеи
Железнодорожные линии стандартной колеи вернулись в 2014 году на экспериментальную железнодорожную линию в Ачехе . Первая крупномасштабная сеть стандартной колеи вернулась в 2019 году в виде сети LRT в Джакарте , а в ближайшем будущем Jakarta MRT Phase 3 и высокоскоростная сеть Джакарта-Бандунг также будут переведены на стандартную колею.
В нескольких штатах США действовали законы, требующие, чтобы у дорожных транспортных средств была постоянная ширина колеи, чтобы они могли двигаться по колеям дороги. Эти размеры были аналогичны стандартной железнодорожной колее.
Ширина колеи ЖД в России и других странах
Законодательные нормы по размерам колеи были установлены в разных странах в разные исторические периоды: в Баварии в 1836 году, в Пруссии в 1837 году и в Германском таможенном союзе в 1850 году.
Ширина колеи стандартной железной дороги составляет 1435 мм и принята почти во всех странах Западной Европы и Америки.
При разработке международных стандартов производители моделей железных дорог создали модели различных масштабов с шириной колеи 32; 22,5; 16,5 и 12 мм.
Расстояние между осями путей, мм | Условное обозначение | |||||
---|---|---|---|---|---|---|
N | TT | H0 | S | 0 | I | |
На перегоне | 25 | 34 | 46 | 63 | 89 | 125 |
На станции | 28 | 38 | 52 | 71 | 103 | 141 |
Ширина колеи, мм | А | В | С | D | Е | К | R |
---|---|---|---|---|---|---|---|
6,5; 9 | 1,5 +0,1 | 1,3 | 0,6 +0,1 | 0,2 | 0,4 | 0,45 | 0,1 |
9; 12; 16,5 | 2,0 +0,1 | 1,9 | 0,8 +0,1 | 0,25 | 0,5 | 0,6 | 0,2 |
16,5; 22,5 | 2,5 +0,2 | 2,2 | 1,0 +0,2 | 0,3 | 0,6 | 0,75 | 0,3 |
32 | 3,5 +0,2 | 3,0 | 1,5 +0,2 | 0,5 | 0,9 | 1,1 | 0,4 |
45 | 5,0 +0,2 | 4,4 | 2,2 +0,2 | 0,7 | 1,2 | 1,5 | 0,5 |
Ширина колеи, мм | в1 | в2 | в3 | н16 | н2 | н36 | н4 | S | т |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
9 | 16 | 19 | 22 | 3,5 | 1,1 | 1,5 | 6 | 2 | 5 |
12 | 22 | 25 | 29 | 4,5 | 1,2 | 2 | 8 | 2 | 5 |
16,5 | 30 | 34 | 40 | 5 | 1,5 | 2 | 10 | 3 | 7 |
22,5 | 41 | 47 | 55 | 5 | 1,8 | 2 | 14 | 4 | 10 |
32 | 60 | 68 | 80 | 7 | 2,2 | 3 | 20 | 6 | 14 |
45 | 80 | 94 | 110 | 10 | 2,6 | 4 | 25 | 8 | 20 |
Размеры шпал (S и в1) и расстояния между ними (т) являются ориентировочными и могут варьироваться на второстепенных линиях, подъездных путях или узкоколейных железных дорогах.
Стандарты NEM 124 и NEM 127 связаны с нормой «Колёсная пара и путь» NEM 310 и имеют аналогичные условные обозначения: G, F, S и С.
Условное обозначение | S | Н1 | Н2 | Н3 |
---|---|---|---|---|
Z | 3 | 26 | 28 | 30 |
N | 3,5 | 35 | 38 | 40 |
TT | 4,5 | 45,5 | 50 | 52,5 |
H0 | 6 | 62 | 69 | 73 |
S | 8 | 82,5 | 93 | 98,5 |
0 | 11 | 114 | 130 | 139 |
I | 15 | 157 | 181 | 194 |
Условное обозначение | В1 | В2 | Н1 | Н2 |
---|---|---|---|---|
Z | 8 +0,3 | 10-0,3 | 25 | 31 |
N | 10,5 +0,5 | 13-0,5 | 34 | 41 |
TT | 14 +0,7 | 18,5-0,7 | 44 | 54 |
H0 | 19 +1 | 25-1 | 60 | 75 |
S | 25 +1,5 | 33-1,5 | 80 | 101 |
0 | 34 +2 | 45-2 | 111 | 142 |
I | 47 +3 | 62-3 | 153 | 198 |
Нормы «Размещение контактного провода» NEM 201 и «Взаимодействие токоприёмника с контактным проводом» NEM 202 отменяют стандарт «Контактный провод и токоприёмник» NEM 201.
Условное обозначение | G | В1 | В2 | Н1 | Н2 | Н3 | Н49 |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Z | 6,5 | 17 | 11 | 1 | 2 | 17 | 23 |
N | 9 | 23 | 14 | 1 | 3 | 24 | 32 |
TT | 12 | 30 | 18 | 1,5 | 4 | 32 | 42 |
H0 | 16,5 | 40 | 26 | 2 | 5 | 44 | 57 |
S | 22,5 | 54 | 35 | 3 | 7 | 59 | 75 |
0 | 32 | 78 | 48 | 4 | 10 | 83 | 106 |
I | 45 | 110 | 68 | 5 | 13 | 115 | 146 |
а — путь; б — колёсная пара; в — головка рельса; г — стрелочный перевод; 1 — рамный рельс; 2 — контррельс; 3 — усовики; 4 — ось сердечника крестовины.
Диаметр колеса определяется пересчетом размеров оригинала в модельный масштаб. Ширина колеса Nmin и высота гребня бандажа D могут быть уменьшены до масштабного размера при соблюдении условий.
Ширина колеи | Аmax | V | Imin | Вmin | Lmax | И | W | Х |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
12 | 1,0 | 1,5 | 1,2 | 10,2 | 15,8 | 20,2±0,2 | 17,4 +0,4 | 20,6 +0,6 |
16,5 | 1,0 | 2,0 | 1,2 | 14,3 | 20,8 | 25,5±0,2 | 22,4 +0,4 | 25,8 +0,8 |
22,5 | 1,5 | 3,0 | 1,7 | 19,8 | 27,8 | 33,9±0,3 | 29,6 +0,5 | 34,4 +0,6 |
32 | 2,0 | 4,0 | 2,2 | 28,4 | 39,0 | 46,4±0,4 | 41,0 +0,6 | 47,0 +0,1 |
45 | 3,0 | 5,0 | 3,2 | 39,8 | 52,7 | 63,9±0,6 | 65,0 +0,8 | 64,7 +0,1 |
Ширина колеи | V | Вmin | Lmax | И | W | Х |
---|---|---|---|---|---|---|
6,5 | 1,0 | 5,25 | 8,75 | 10,4±0,1 | 9,0 +0,1 | 10,8-0,1 |
9,0 | 1,0 | 7,4 | 12,5 | 14,7±0,2 | 12,5 +0,5 | 15,2-0,2 |
12 | 1,5 | 10,2 | 15,8 | 18,5±0,2 | 16,3 +0,5 | 19,0-0,2 |
16,5 | 2,0 | 14,3 | 20,8 | 24,5±0,2 | 21,4 +0,6 | 25,0-0,2 |
22,5 | 3,0 | 19,8 | 27,8 | 33,2±0,2 | 28,6 +0,8 | 33,7-0,2 |
В области электротехники моделей и аксессуаров для железных дорог разработаны четыре новые нормы, заменяющие стандарт «Электропитание модели железной дороги» NEM 602.
Стандарт «Электротяга постоянного тока — электрические параметры» NEM 630 определяет электрические параметры тока, необходимые для движения поездов.
Рельсы железнодорожные⟧ ⚙ все виды, типы, длина и размеры
а путь; б колёсная пара; в головка рельса; г стрелочный перевод; 1 рамный рельс; 2 контррельс; 3 усовики; 4 ось сердечника крестовины.
Технические характеристики, монтаж
Сталь 50Сп, соответствующая стандартам ГОСТ, идеально сочетает твердость и пластичность для узкоколейных железных дорог. Она легко изгибается на кривых с малым радиусом и обладает хорошей износостойкостью.
Также используются стали 70Пс и 60, которые имеют большую твердость и повышенную износостойкость, что делает их популярными в крановом хозяйстве.
Рельсы для узкоколейных железных дорог, такие как р24 и р18, производятся по ГОСТ и имеют стандартную длину 8 метров, а также варианты длиной 7,8 и 6 метров.
Стыковые соединения выполняются с помощью накладок и стыковых болтов типов 18х88 и 16х72. Применяется также сварка, преимущественно на бесподкладочных путях, таких как передаточные внутрицеховые и грузоподъемные механизмы.
Сравнение экономической эффективности различных ширин колеи
Ширина колеи является одним из ключевых факторов, влияющих на экономическую эффективность железнодорожного транспорта. Разные страны используют различные стандарты ширины колеи, что в свою очередь влияет на стоимость строительства, эксплуатации и обслуживания железнодорожной инфраструктуры.
Существует несколько основных типов ширины колеи: узкая (до 1 метра), стандартная (1435 мм), широкая (1520 мм и более) и другие. Каждая из этих ширин имеет свои преимущества и недостатки, которые необходимо учитывать при сравнении их экономической эффективности.
Узкая колея часто используется в горных и труднодоступных районах, где строительство широких путей экономически нецелесообразно. Хотя узкая колея требует меньших затрат на строительство, она ограничивает грузоподъемность и скорость поездов, что может привести к увеличению эксплуатационных расходов в долгосрочной перспективе.
Стандартная колея (1435 мм) является наиболее распространенной и используется в большинстве стран мира. Она обеспечивает оптимальный баланс между стоимостью строительства и эксплуатационными характеристиками. Поезда на стандартной колее могут развивать высокие скорости и перевозить большие объемы грузов, что делает их экономически эффективными для грузовых и пассажирских перевозок.
Широкая колея (1520 мм и более) используется в некоторых странах, таких как Россия и Индия. Она позволяет перевозить более тяжелые составы и обеспечивает большую устойчивость на высоких скоростях. Однако строительство и обслуживание таких путей требует больших затрат, что может снизить их экономическую эффективность в сравнении со стандартной колеей.
Кроме того, необходимо учитывать и другие факторы, такие как:
- Инфраструктура: Разные ширины колеи требуют различных типов подвижного состава и инфраструктуры, что может повлиять на общие затраты.
- Совместимость: В странах с различными стандартами ширины колеи могут возникать проблемы с совместимостью подвижного состава, что требует дополнительных инвестиций в терминалы и пересадочные пункты.
- Технологические инновации: Развитие технологий может изменить экономическую эффективность различных ширин колеи, например, за счет улучшения конструкции подвижного состава или инфраструктуры.
В заключение, выбор ширины колеи должен основываться на комплексном анализе экономических, технических и социальных факторов, что позволит обеспечить максимальную эффективность железнодорожного транспорта в конкретных условиях. Каждая страна должна учитывать свои уникальные потребности и возможности при принятии решений о ширине колеи, чтобы достичь оптимального баланса между затратами и производительностью.
Вопрос-ответ
Почему в России рельсы шире, чем в Европе?
В России рельсы шире, чем в Европе, из-за исторических причин: в 19 веке, когда строились первые железные дороги, российские инженеры выбрали ширину колеи 1520 мм (так называемая “широкая колея”) для повышения устойчивости и проходимости на сложных климатических и географических условиях. Это решение также было связано с необходимостью обеспечения совместимости с существующими транспортными системами и военными нуждами, что отличалось от стандартов, принятых в Европе, где используется узкая колея 1435 мм.
Какая ширина колеи распространена в Европе?
Европейская колея (в применяющих странах называется «Стандартная колея» или «Стефенсоновская колея») — железнодорожная колея шириной 1435 мм. Условно считается мировым стандартом колеи на железнодорожном транспорте.
Ширина колеи в Турции?
Там осуществляется замена вагонных тележек. Это обязательная мера, поскольку ширина колеи железнодорожного пути в России составляет 1520 миллиметров, тогда как в Турции – 1435 миллиметров (узкая колея).
Советы
СОВЕТ №1
Изучите стандарты ширины колеи в разных странах, чтобы лучше понимать, как это влияет на международные перевозки и логистику. Знание этих стандартов поможет вам избежать проблем при планировании поездок или грузоперевозок через границы.
СОВЕТ №2
Обратите внимание на виды рельсов, используемых в различных странах. Это может повлиять на выбор подвижного состава и его совместимость с инфраструктурой. Например, некоторые рельсы могут быть более устойчивыми к определенным климатическим условиям.
СОВЕТ №3
Если вы планируете путешествие на поезде, ознакомьтесь с шириной колеи в стране назначения. Это поможет вам понять, какие типы поездов доступны и как они могут отличаться от тех, к которым вы привыкли в своей стране.
СОВЕТ №4
Следите за изменениями в международных стандартах и тенденциях в железнодорожной отрасли. Новые технологии и инициативы могут повлиять на ширину колеи и виды рельсов, что, в свою очередь, может изменить правила перевозок и безопасность на железных дорогах.